Как верно сказал когда-то великий философ Артур Шопенгауэр, «на девять десятых наше счастье зависит от нашего здоровья». Здоровье – основа успешной жизни и гармонии с собой. Если оно утрачивается по причине болезни, мы спешим обратиться к врачу – специалисту, призванному помогать нам в борьбе с недугами. Но что делать, когда здоровье ухудшается по причине неправильных действий этого специалиста?
Закон на стороне пациентов
Подобные ситуации, когда неправильные или неправомерные действия врача привели к ухудшению здоровья больного, уже предусмотрены различными законно-правовыми актами.
Во-первых, в них определяется, что каждая такая ситуация должна трактоваться как причинение вреда здоровье, что сегодня рассматривается только с точки зрения Уголовного Кодекса.
Во-вторых, закон гласит, что любой ущерб, который был причинен пациенту врачом, должен быть компенсирован. А это значит, что компенсироваться должен и моральный вред.
Моральный вред – это не что иное, как лишение человека права, которое имеет нематериальный характер. К числу таких прав относится и право на здоровье. Если действия врача лишили больного здоровья, значит, они повлекли за собой причинение морального ущерба.
Определение размера компенсации
Законом не предусмотрен определенный размер выплат за причинение вреда какой-либо тяжести. Все решается в индивидуальном порядке, с учетом сложившихся обстоятельств, понесенных затрат и потерь. Если речь идет о полной утрате трудоспособности, суммы могут достигать нескольких миллионов рублей. Если жизнь пациента со временем вернулась в прежнее русло, то компенсация будет меньше. Как правило, ее размер определяется юристом, который ведет дело, но впоследствии корректируется судом.
Правильный порядок действий
Чтобы получить предусмотренную законом компенсацию, необходимо:
- выявить дефекты в проведенном лечении, то есть ошибки, которые допустил врач;
- установить наличие причинно-следственной связи между действиями врача и ухудшением здоровья больного, то есть провести судебно-медицинскую экспертизу;
- определить степень тяжести наступивших последствий;
- определить размер компенсации, которую потребует пострадавший пациент;
- предъявить жалобу в администрацию лечебного учреждения, надзорные органы или подать исковое заявление в суд.
Эта схема достаточно проста для человека, который имеет опыт решения подобных задач, то есть юриста. Для самого больного или его родственников она может показаться неимоверно сложной и даже неразрешимой.
Поэтому сегодня на помощь пациентам часто приходят негосударственные организации, которые специализируются на защите интересов тех, кто пострадал от некачественного лечения и неправомерных действий медицинского персонала. Как правило, в их штате имеются сотрудники как с высшим медицинским, так и с юридическим образованием и опытом работы в системе здравоохранения и юриспруденции. С помощью таких организаций многие пострадавшие пациенты смогли восстановить справедливость.
Как обратиться за помощью?
Для удобства жителей отдаленных регионов страны, некоторые организации, специализирующиеся на защите прав пациентов, проводят консультации и по удаленному доступу. В их числе – Лига Защиты Прав пациентов, куда можно обратиться через сайт http://www.prava-pacienta.ru/. Здесь же можно найти подробную информацию об оказываемых специалистами Лиги услугах, порядке их предоставления и стоимости.