Москва °C

Последние новости

20:36
Как выполняется перевозка лежачих больных домой
20:23
Могут ли маски защитить от коронавируса
16:15
Почему фейки чаще встречаются на страницах пенсионеров
20:14
Как выбрать стоматологический кабинет в Алматы?
19:50
Лекарство от коронавируса будет готово уже через полгода
17:41
Чересчур интенсивные тренировки способны сократить жизнь человека
22:29
Каким образом лосось связан с коронавирусом
01:40
Элегантность и неотразимость боди
16:14
Онлайн казино Вулкан – автомат Ночная Жизнь дарит возможность поразвлечься и обогатиться
01:37
Рабочее общежитие для мигрантов
21:11
Check-up диагностика в Германии и полный спектр медицинских услуг
17:02
Зеркало букмекерской конторы 1хБет — интересный вариант обхода блокировки
17:39
Какие изменения предусмотрены в налоговом законодательстве РК
17:36
Методы лечения рака кишечника в Израиле
17:33
Как выбрать ворота
16:10
Вулкан 24 – захватывающий прибыльный слот Olivers bar онлайн
23:34
Число больных коронавирусом в Польше достигло 34 000 человек
17:26
Как выбрать кровать и диван в квартиру?
01:10
COVID-19 может передаваться по наследству
01:09
Китай обвиняет Россию в новой вспышке коронавируса
01:08
Трампа от коронавируса спасает гидроксихлорохин
01:07
Переболевшие SARS в 2003 году невосприимчивы к коронавирусу
01:05
Месяц без поцелуев и секса! Медики призывают к воздержанию после коронавируса
01:05
У трети пациентов с коронавирусом выявлен тромбоз
01:04
В России к концу лета появится вакцина от коронавируса
эксклюзив
01:03
В США изобрели лекарство, которое позволит отменить карантин
01:01
Ученые рекомендуют беречь печень для профилактики коронавируса
17:40
Аюрведические средства для укрепления иммунитета
22:15
Кодировка по методу Довженко
22:52
Удаление катаракты в пожилом возрасте

Физиология и патология в «Йога-Шастре» и «Аюрведе»

Медицина / Восточная медицина
1 426
0
Физиология и патология в «Аюрведе» 

Общим истоком «Аюрведы» и «Йога-Шастры» являются «Веды». Главнейший и самый первый трактат «Аюрведы» - «Брахма-Самхита». 

На основе комментариев и практических разъяснений к «Брахма-Самхите» в древности был составлен целый ряд медицинских трактатов, собственно и составивших «Аюрведа-Шастру» - свод древних работ по медицине. Благодаря широте охвата, полноте и глубине проработки «Аюрведа-Шастру» называют пятой «Ведой». Некоторые из самых основных трактатов «Аюрведы» были составлены задолго до появления «Махабхараты» (древний индийский эпос, авторство которого приписывают поэту-йогину Вьясе, жившему, предположительно, в четвертом-втором веке до Р. X.). В частности, ко временам совершенно незапамятным относится «Сушрута-Самхита» - трактат, подробнейшим образом описывающий уникальную систему хирургического лечения. 

Огромная часть обширнейших сведений, содержавшихся в «Аюрведе», была утрачена вследствие иноземных вторжений и жестоких войн, которыми изобиловала древняя история Востока, как, впрочем, и в история человечества. 

Что-то затерлось во мраке тысячелетий, кое-что до сих пор пребывает в безвестное покрываясь пылью на полках хранилищ древних манускриптов в ожидании своих исследователей. Потому те из древних трактатов Аюрведы, которые, к счастью, избежали полной гибели, отнюдь не исчерпывающи. Но даже они вызывают удивление и восхищение как современных исследователей, так и тех, кто применяет их на практике. Информация, которая содержится в дошедших нас трактатах «Аюрведы», указывает на то, что в седой древности, когда еще только зарождалась цивилизация Древнего Египта, а на территории будущей Эллады обитали племена первобытных варваров, в строках «Вед» и «Веданты» уже было сконцентрировано глубочайшее знание сущности мира и устройства вселенной и наука «Аюрведы» опиралась на обширные исследования и практический опыт нескольких тысяч лет практики. 

Некоторые современные исследования свидетельствуют о том, что влияние «Аюрведы» распространялось не только на медицину Востока, но также и на Запад, в частности на медицинскую науку Египта и Эллады. 

В настоящее время насчитывается более тысячи старинных оригиналов работ по Аюрведе (здесь имеется в виду Аюрведа не как свод письменных источников, а как система знания и практики), обнаруженных в Непале и различных районах Индии. Достижения древних в области медицинских исследований и лечебной практики не уступают уровню работ современных ученых в соответствующих областях медицины. Особо впечатляют рациональность и научность диагностических методов Аюрведы, а также ее трактовки причин болезней. В целом, можно утверждать, что древние медики, оставившие нам в наследство учение Аюрведы, вели исследования и занимались практическими разработками почти во всех направлениях, существующих в современной медицине. Даже такой, казалось бы, сугубо современный метод борьбы с эпидемическими заболеваниями, как вакцинация, был хорошо известен практикам Аюрведы. В частности, в древней Индии довольно широко применялась прививка против оспы. Ее делали весной, перед началом жаркого сезона. 

В «Аюрведа-Шастру» входят оригинальные работы практически по всем основным направлениям медицинской науки - общей физиологии, патологии, хирургии, фармакологии, анатомии, педиатрии, акушерству и гинекологии, общей терапии, прикладной биохимии, токсикологии, наркологии. 

В основе принятой в Йоге космогонии лежат принципы взаимодействия пяти стихий. Соответственно, на тех же принципах строятся и свойственные Йоге и Аюрведе физиологические концепции, ибо микрокосм по своему устройству подобен макрокосму. 

Как было сказано выше, и в микрокосме, и в макрокосме ключевое значение во взаимодействии пяти стихий принадлежит Гармонии трех из них - воды, огня и воздуха. Согласно «Аюрведе», они соответственно представлены в микрокосме элементами Вайю (воздух), Питта (желчь) и Капха (слизь). 

Вайю - органический воздух 

Вайю (воздух) - жизненная сила (не следует забывать: в традиции Йоги и Аюрведы под каждым из элементов понимается не только соответствующие ему аспекты плотного, или физического тела (стхула-шарира), но и его функциональные проявления в теле тонком, или энергетическом (сукшма-шарира) есть дыхание жизни, основа человеческой силы, то, от чего изначально зависит жизнеспособность и физиологическая активность всех систем и органов (как стхула-шариры, так и сукшма-шариры). 

Основная жизненная сила локализована в сердце и называется Прана-вайю. Жизненная сила, локализованная в области прямой кишки, именуется Апана-вайю. Пищеварительную жизненную силу в районе пупка называют Самана-вайю. Жизненная сила, действующая на уровне горла, известна как Удана-вайю. Вьяна-вайю - связующий аспект жизненной силы, распределенный по всему телу. 

Прана-вайю. Функции Прана-вайю - общее управление дыханием, поглощением пищи, работой сердца и циркуляцией крови в крупных и средних кровеносных сосудах. 

Апана-вайю. Ее главная функция состоит в управлении дыхательными движениями в фазе вдоха - главной фазе дыхательного цикла. Без согласования с Апана-вайю, Прана-вайю не может управлять дыханием. Кроме того, Апана-вайю отвечает за нисходящее движение мочи, спермы и фекальных масс. В организме женщин частью ее функции является организация менструального цикла, сохранение плода в матке и родовая деятельность. 

Самана-вайю. Самана Вайю способствует активности пищеварительного огня или, другими словами, выделению пищеварительных соков. Она же обеспечивает прохождение полупереваренной пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку и далее - в тонкий кишечник. Пищеварительно-секреторная функция тонкого кишечника также принадлежит к сфере функциональной деятельности Самана-вайю. Когда пища переварена, Самана-вайю проводит отходы в толстый кишечник. Кроме того, в задачи Самана-вайю входит согласование функций Прана-вайю и Апана-вайю. 

Удана-вайю. Удана-вайю отвечает за восходящее движение воздуха, то есть позволяет человеку выполнять выдох и произносить звуки. Особо тонкие составляющие Удана-вайю управляют питанием мозга, развитием памяти и других умственных способностей, продвижением Кундалини-шакти к Сахасрара чакре в процессе практики Йоги и проникновением внимания йогина в области сверхчувственного восприятия, обычному человеку недоступные. 

Кундалини-шакти (санскр.) - сила Кундалини. Кундала (санскр.) - кольцо. Кундалини-шакти - Изначальная Сила в ее действующем творческом аспекте, в виде спирального вихря, количество оборотов которого - три с половиной, пребывающая в области Муладхара-чакры. Для достижения просветления - инициации концептуального аспекта Изначальной Силы, пребывающего в Сахасрара-чакре - йогин заставляет Кундалини-шакти подниматься вверх по Сушумна-нади (центральному каналу тонкого тела). Прежде чем Кундалини-шакти достигает Сахасрара-чакры, она проходит сквозь все 6 чакр, инициируя соответствующие каждой из них паранормальные силы - сиддхи. Главная опасность при этом - искушение активно использовать полученное при включении тех или иных сверхсил могущество для личностного самоутверждения в сфере земного бытия. Процесс йогической эволюции при этом останавливается, так как расходуется необходимая для его продолжения энергия. Человек «зависает» в пространстве некоторого ирреального состояния, раз и навсегда утратив адекватность низшей реальности земного бытия. Осознание же высшей интегральной реальности мира ему недоступно вследствие недостатка энергии. 

Вьяна-вайю. Вьяна-вайю обеспечивает поступление крови и других физиологических жидкостей во все части тела сообразно потребностям последних, управляет капиллярным кровообращением, кровоснабжением головного мозга и потовыделением (вероятнее всего, кроветворная функция также управляется силой Вьяна-вайю). Нарушение функций Вьяна-вайю выражается в синдромах общего характера, которые проявляются нелокально, а по всему телу. 

Общее одновременное рассогласование функциональной деятельности всех пяти вайю влечет за собой неминуемую смерть. 

Питта - органический огонь 

Непосредственные функции чистой и здоровой Питты - управление способностью человека видеть, обеспечение физической силы и поддержание мышечного тонуса, сохранение телесного тепла, возбуждение ощущений голода и жажды. Кроме того, от функций Питты зависят способность человека к аналитическому мышлению и цвет кожи. Питта воплощает в себе стихию огня, Агни, и так же, как и Вайю, разделяется на 5 категорий: Пачана-питта (пищеварительная желчь), Раджана-питта (красящая желчь), Садхана-питта (желчь силы), Алочана-питта (желчь, стимулирующая зрение), Бхарджана-питта (желчь лучистого цвета кожи). 

Пачана-питта. Под названием Пачана-питты объединены секреты желчного пузыря и поджелудочной железы. В своем тонком аспекте Пачана-питта обеспечивает функциональную активность печени, желчного пузыря и поджелудочной железы, относящихся к Сурья-грантхи (Сурья (санскр.) - солнце. Сурья-грантхи - солнечный энергетический узел; второе название Агни-грантхи), управляет пищеварением и превращением полезного содержимого пищи в жидкость, выводит отходы с мочой, калом и потом, разрушает токсины болезней и способствует образованию антител, выполняющих в человеческом организме защитные функции. Кроме того, Пачана-питта способствует выполнению другими категориями Питты их функций. При нарушении нормальных функций Пачана-питты возникают такие расстройства, как несварение, повышение или понижение кислотности, запоры и т.п. 

Раджана-питта. Раджана-питта пребывает в печени. Пачана-питта превращает переваренную пищу в жидкость, которая затем, благодаря действию Самана-вайю, поступает в печень, где очищается и, соединяясь с Раджана-питтой, приобретает красный цвет, в конечном счете трансформируясь в кровь. Таким образом, своим названием Раджана-питта обязана тому, что превращает сжиженную пищу в кровь путем очищения и окрашивания. Нарушения функций Раджана-питты приводят к анемии, а также способствуют развитию гепатита и других заболеваний печени. 

Садхана-питта. Садхана-питта есть совершенно особый аспект органического огня, сообщающий телу дополнительную энергию в тех случаях, когда воля человека побуждает его тело долго и напряженно работать без отдыха и сна, совершать сверхусилия, направленные на преодоление каких-либо колоссальных препятствий, решать задачи, которые кажутся неразрешимыми, или побеждать гораздо более сильного противника. Огромное значение Садхана-питта имеет для тех, кто практикует Йогу или какой-либо другой метод духовного самосовершенствования, поскольку способствует повышению интенсивности духовного поиска и придает воле устойчивость (речь не идет о воле как умении человека заставить принудить себя к чему-либо, но о фактической действующей силе, посредством которой существо осознанно управляет всеми своими проявлениями; без радикального использования сознательной воли никакое духовное развитие невозможно). Кроме того, с функциями Садхана-питты связано интеллектуальное развитие человека. Дефектность Садхана-питты вызывает частые обмороки, является причиной инсультов, заболеваний мозга и пр.. 

Алочана-питта. Тонкая сущность желчи в области органов зрения, определенным образом трансформируется в зрительную энергию. В традиции Аюрведы это проявление желчи носит название Алочана-питта. Именно она способствует открытию у человека сиддхи, именуемой Дивья-дришти (Дивья-дришти (санскр.) - божественное или духовное зрение, видение, - высшее качество восприятия, выходящее за пределы ограничений обычных органов чувств). Расстройства функций Алочана-питты портят зрение и способствуют развитию катаракты и других офтальмологических заболеваний. 

Бхарджана-питта. Бхарджана-питта - название некоторого особого элемента желчи, ответственного за цвет и состояние кожи и играющего важную роль в работе иммунной системы. Одна из непосредственных функций Бхарджана-питты - управление нейтрализацией токсичных веществ и болезнетворных бактерий, проникающих в организм сквозь кожный покров. При нарушениях в работе Бхарджана-питты возникают различные кожные заболевания, кожа, в особенности кожа лица, приобретает нездоровый цвет. Кроме того, в организме человека также обнаруживается Видагдха-халахала (Видагдха (санскр.) - сожженный, халахала (санскр.) - страшный яд) - испорченная желчь, производящая закисление крови. В этом своем качестве элемент Питта чрезвычайно опасен для здоровья, поскольку приводит к общей аутоинтоксикации организма. 

Желчь участвует в процессе пищеварения и при этом сама частично переваривается, превращаясь в кислотный сок. Вкус здоровой крови в основном соленый. Однако в ней присутствует и некоторое количество кислотных cоставляющих, поступающих в кровь с переваренной или истощенной желчью. При нормальном ходе физиологических процессов на качестве крови это не отражается. Если же в силу каких-либо причин желчь не способна полноценно выполнять свою пищеварительную функцию, она портится при соприкосновении с непереваренными остатками. В результате образуются ядовитые кислоты, которые могут стать причиной возникновения весьма серьезных заболеваний. 

Капха, или Шлешма, - вода в микрокосме 

Проявления сущности элемента воды в микрокосме объединены в категорию флегмы или слизи, именуемую Капха или Шлешма (Шлешма (санскр.) - слизь, мокрота). 

В физическом теле элементу слизи соответствуют физиологические жидкости, лишенные цвета. В частности, к главнейшим проявлениям Капхи относится лимфа. Капха, или Шлешма, отвечает за сохранение щелочных свойств крови. Закисление крови, как уже говорилось, ведет к аутоинтоксикации. Сущность Капхи является экстрактом силы физического тела, который известен под названием Оджас-дхату (Оджас (санскр.) - сила, мощь, могущество; дхату (санскр.) - составная часть тела). 

Оджас-дхату есть совокупность духа и сущностей семи Дхату - составных частей физического тела: жизненного сока (Раса-дхату), крови (Асриджа-дхату), плоти (Маса-дхату), жира (Мэду-дхату), костей (Астхи-дхату), костного мозга (Маджджа-дхату) и спермы (Шукра-дхату). Центр Оджас-дхату находится в области сердца, но распределяется он по всему телу, поскольку поддерживает существование организма в целом. Чем большим количеством Оджас-дхату обладает человек, тем выше энергетический потенциал и жизненный статус его организма. Если Оджас-дхату утрачивается, общее состояние организма ухудшается. Наличием достаточного количества Оджас-дхату определяются не только сила физического тела, его собранность, грация и координация движений, но также такие качества, как быстрота и подвижность ума, острота интеллекта, тонкость восприятия и точность эмоциональных реакций. 

Существует 5 разновидностей Шлешмы: Кледана-шлешма, Аналамбана-шлешма, Расана-шлешма, Сомадхара-шлешма и Шлешмана-шлешма (Кледана-шлешма, Аналамбана-шлешма, Расана-шлешма, Сомадхара-шлешма, Шлешмана-шлешма (санскр.) - соответственно: разжижающая слизь; слизь разделяющая органы; слизь, порождающая вкус; слизь, несущая поток нектара, она же - смягчающая слизь; вязкая, или смазывающая слизь). 

Кледана-шлешма. Кледана-шлешма посредством пищеварительного сока превращает пищу в жидкую кашицу. К категории Кледана-шлешмы относится желудочный сок и пищеварительный секрет стенок тонкого кишечника. Чтобы сделать пищу мягкой и удобоперевариваемой, ее готовят на огне. Огнем, сообщающим пищеварительную теплоту Кледана-шлешме, является Пачана-питта. При нарушении нормального выделения Кледана-шлешмы возникают такие расстройства, как несварение, потеря аппетита, анемия. 

Аналамбана-шлешма. Аналамбана-шлешма покрывает внутренние органы слоем смазки, благодаря чему трение их друг о друга и о стенки полостей, в которых они расположены, оказывается минимальным. Таким образом разделяющая органы слизь предотвращает расход механической энергии органов на преодоление сил внешнего и внутреннего трения, а также на обусловленный трением перегрев тела. Кроме того, в функции Аналамбана-шлешмы входит нейтрализация избыточного внутреннего огня, производимого Питтой. Присутствуя во всех частях тела, Аналамбана-шлешма сконцентрирована главным образом в области грудной клетки и брюшной полости, поскольку именно здесь находятся основные органы. За распределение Аналамбана-шлешмы в теле отвечает Вьяна-вайю. В случае функциональной недостаточности Аналамбана-шлешмы, а также воздействия на нее каких-либо токсинов человек становится вялым, сопротивляемость организма болезням резко снижается. 

Расана-шлешма. Расана-шлешма ответственна за ощущение вкуса и выделение слюнными железами слюны. Она также помогает Кледана-шлешме в переваривании пищи. Функциональная недостаточность Расана-шлешмы приводит к потере аппетита. В результате любая пища кажется безвкусной. 

Сомадхара-шлешма. Сомадхара-шлешма ответственна за функционирование эндокринных желез и наличие достаточного количества влаги во всех клетках организма. Даже незначительное расстройство функциональной активности Сомадхара-шлешмы оказывает значительное патогенное влияние на работу всего организма. Смазка механизмов глаз и ушей, а также нормальное состояние внутриглазной жидкости тоже относятся к проявлениям этой категории слизи, поэтому ее патологии ведут прежде всего к ухудшению зрения и слуха. Кроме того, при этом заметно нарушается память. От выделений эндокринных желез, расположенных внутри головы, зависит функциональное состояние всех без исключения систем и органов. Поэтому в Аюрведе голову принято считать основным местонахождением Сомадхара-шлешмы. Сомадхара в «Йога-Шастре» - поток нектара, истекающего из головы и пропитывающего все тело. Соответственно, Сомадхара-шлешма присутствует в каждой клетке человеческого тела. 

Шлешмана-шлешма. Шлешмана-шлешма ответственна за смазку суставов. Благодаря ей здоровый человек не ощущает неудобств и боли при выполнении телодвижений. Шлешмана-шлешма поддерживает текучесть и эластичность мышц и сухожилий, а также упругость и плотность хрящевой и соединительной тканей. Функциональная недостаточность Шлешмана-шлешмы приводит к заболеваниям суставов, различным отложениям в них и в окружающих их областях, а также к сопряженным с этим патологиям общего характера. 

Свами Шивананда Сарасвати

0 комментариев