Санитарная книжка является подтверждением того, что состояние здоровья сотрудника позволяет ему занимать определенную должность. Документ гарантирует, что у человека нет заболеваний, которые могут передаться клиентам, покупателям или посетителям учреждения, где он работает.
Санитарная книжка обязательно нужна для сотрудников таких сфер:
-
приготовление и производство продуктов питания;
-
бытовые услуги;
-
обучение;
-
медицинское обслуживание;
-
торговля;
-
работа с детьми.
Весь перечень сфер, для работы в которых обязательно нужна санитарная книжка, установлен Трудовым кодексом.
Порядок оформления санитарной книжки
Для оформления санитарной книжки обращаются в медучреждения по месту прописки или работы. Первый случай актуален чаще, если человек делает документ по собственной инициативе, а второй – по направлению работодателя. Выдавать санитарные книжки могут только медицинские учреждения со специальной лицензией. Компании заключают с ними договора на проведение медосмотра сотрудников. Оплачивает процедуру также работодатель. Если документ оформляете по собственной инициативе – платите сами.
Чтобы получить санитарную книжку, проходят установленный перечень врачей. Для сотрудников разных сфер этот список отличается. Это обусловлено тем, что, например, для сферы медицины и пищевой промышленности требования к здоровью сотрудников выше, чем к продавцам непродовольственных товаров. Но обязательными для всех при профосмотре остаются терапевт, нарколог и психиатр. Женщинам еще обязательно пройти осмотр у гинеколога.
В зависимости от должности и сферы, в которой работает специалист, также нужно проходить следующих врачей:
-
невролога;
-
инфекциониста;
-
хирурга;
-
офтальмолога;
-
эндокринолога;
-
стоматолога;
-
отоларинголога.
Стоимость оформления санитарной книжки для сотрудников разных сфер отличается. Она зависит от перечня анализов и врачей, которых нужно пройти. На санитарную книжку сдают такие анализы:
-
клинический анализ мочи и крови;
-
электрокардиограмму;
-
биохимический анализ крови.
Также нужно сделать флюорографию, а женщинам сдать мазок на цитологический и бактериологический анализ. Это только основной список обследований, который может быть расширен для сотрудников той или иной отрасли. Как правило, самый большой перечень врачей и анализов установлен для сотрудников общепита и медучреждений. В книжку также вносится информация о прививках.
Сколько действительна и где хранится санитарная книжка
Срок действия медицинской книжки в разных сферах отличается, но в основном она годна один год, после чего проходят повторный медосмотр и обновляют документ. А вот, например, воспитателям детских садов обновлять книжку нужно каждые 3 месяца.
Если медкнижки нет или она просрочена, сотрудник не допускается к рабочему месту. Документ хранится у работодателя, который и отвечает за его сбережение. Документ выдается сотруднику на руки в случае увольнения и для прохождения медосмотра.
Источник: медцентр "Омед" на Бухарестской